О взыскании премии

         РЕШЕНИЕ  Именем Российской Федерации 15 марта 2012 года г. Хабаровск
         Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Добробабиной Ю.В.,
           с участием представителя истца Ермоленко О.В., действующей на основании письменного заявления истца в суде от 15.02.2012 года,
           с участием представителя ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Химухина Ю.С., действующего на основании доверенности от 14.02.2012 года до окончания дела,
          с участием представителя ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» Лебедева С.Г. действующего на основании доверенности от 07.12.2011 года сроком на один год,
          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вельяминовой  к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании премии,

          установил:

          Вельяминова А.А. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о взыскании премии. В обоснование иска указав, что она работала в отделе планировании и обеспечения продовольственной службы тылового обеспечения Управления объединенного стратегического командования Восточного военного округа в должности главного документоведа по 10 октября 2011 года, уволена по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, по инициативе работника. При увольнении премия по результатам работы за 3 квартал 2011 года, предусмотренная приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 года № 1010, начислена и выплачена не была. В декабре 2011 года ей стало известно, что работникам отдела планирования выплачена премия за 3 квартал 2011 года, а также то, что в расчет на производство указанной премии она не включена. Считает, что ей работодателем не выплачена премия по результатам работы в нарушении действующего законодательства. Просит взыскать сумму премии за третий квартал 2011 года в размере 90 000 руб. и сумму премии за четвертый квартал 2011 года в размере 5 516,13 руб. (90 000 : 3 месяца = 30 000 руб. в месяц; 29,4 : 31 х 6 = 5,7 дней; 30 000 руб. : 31 х 5,7 дней = 5 516,13 руб.), а всего 95 516,13 руб..

          Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю».
          От ФКУ «ОСК ВВО» поступили возражения на иск в которых указано, что с исковым требованием не согласны по следующим основаниям. Из приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010 не следует, что дополнительное материальное стимулирование (премии) лицам гражданского персонала выплачивается по итогам работы за какой либо определенный период или пропорционально отработанному времени. Предусмотренный порядок выплаты премии ежеквартально не свидетельствует о том, что премия выплачивается за работу в течение квартала. Кроме того, дополнительные выплаты преследуют цель усиления материальной заинтересованности работников в повышении качества работы, развития активности, инициативы работников, эффективной реализации поставленных целей и задач, повышения профессиональной культуры работников, добросовестного отношения к труду и.т.д.                       
          Назначение этих выплат свидетельствует о неопределенном временном периоде, за который может производиться выплата. Временной промежуток, за который производится выплата, определяется работодателем. Кроме того, выплаты по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 года № 1010 не входят в систему оплаты труда, являются единовременными выплатами, не носят постоянного характера и выплачиваются по отдельным приказам командира войсковой части. Каждый раз сумма выплат в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1010 различна и зависит от доведенных лимитов, если лимиты не доведены, то премии выплачиваться не будут. Дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала округа по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010 года производилось в пределах объемов бюджетных средств на основании приказа командующего ВВО № 705 от 17 декабря 2011 года. На день доведения лимитов выделенных средств на дополнительное материальное стимулирование между истцом и ответчиком трудовые отношения прекращены, по инициативе работника. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, даны разъяснения по вопросу о не включении в средний заработок премий по отдельным решениям Министра обороны, как не предусмотренных в положении об оплате труда. Таким образом, выплаты в соответствии с приказом Министра обороны № 1010 не являются обязательными и не входят в систему оплаты груда лиц гражданского персонала, ссылка истца на нарушение ответчиком ст.ст. 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации при его увольнении не состоятельна, не основана на законе и каких-либо доказательствах. Приказ командующего ВВО № 705 от 17 декабря 2011 года на выплаты дополнительного материального стимулирования лицам гражданского персонала издан на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. В отношении истца рапорт о его дополнительном материальном стимулировании от его непосредственного начальника не поступал. В соответствии с п. 4.1.2 трудового договора, заключенного между истцом и начальником продовольственной службы тылового обеспечения округа компенсационные выплаты (в том числе и премии) регламентируются приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2001 года № 90. Истцу при увольнении были выплачены все суммы, причитающиеся ему в соответствии с трудовым законодательством, а также предусмотренные трудовым договором, заключенным между работодателем и работником. Выплата иных сумм истцу не предусмотрена. Кроме того, Объединенное Стратегическое Командование Восточного военного округа не начисляет и не выплачивает денежные средства по дополнительному материальному стимулированию в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010 года и требования истца не могут быть удовлетворены. В связи с этим, просят отказать в исковых требованиях.
          От ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» поступили возражения на иск в которых указано, что с исковыми требованиями не согласны, просят отказать в их удовлетворении. Так, ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» (далее -Учреждение) в соответствии с Положением, утвержденным Министром обороны Российской Федерации 12 сентября 2011 года, осуществляет деятельность с 01 января 2011 года, а в части начисления и выплаты заработной платы работникам воинских частей и учреждений, зачисленных на финансовое обеспечение, с 01 марта 2011 года. Учреждение создано в целях осуществления финансового планирования и финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и организаций. Учреждение является уполномоченным финансовым органом Министерства обороны Российской Федерации и предназначено для финансово-экономического обеспечения воинских частей, дислоцирующихся на территории субъекта РФ, на основании заключаемого на безвозмездной основе договора за счет и в пределах ассигнований по утвержденным воинским частям и организациям бюджетным сметам. Согласно заключенных договоров между Учреждением и воинскими частями (организациями), дислоцирующимися на территории Хабаровского края, в том числе ФКУ «ОСК ВВО», последние обязаны своевременно представлять Учреждению документы, необходимые для начисления денежного довольствия, заработной платы и иных выплат подчиненному личному составу воинской части (организации), и несут ответственность за достоверность, полноту сведений и надлежащее оформление документов, представляемых Учреждению, а также ответственность за нарушения прав военнослужащих и гражданского персонала, создание препятствий к осуществлению ими своих прав, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, незаконное привлечение их к ответственности, а Учреждение обеспечивает своевременное начисление и выплату личному составу денежного довольствия, заработной платы и других установленных выплат путем перечисления на банковские карты либо наличным порядком на основании представленных воинскими частями (организациями) документов. Таким образом, Учреждение осуществляет начисление и выплату заработной платы гражданскому персоналу, обслуживаемых воинских частей и учреждений, исключительно на основании представляемых документов. Учитывая, что решение о выплате истцу дополнительного материального стимулирования (премии), предусмотренного приказом МО РФ 2010 года №1010, по результатам им исполнения должностных обязанностей в третьем квартале 2011 года соответствующим должностным лицом не принималось, соответствующий рапорт в адрес командующего войсками Восточного округа о выплате истцу премии, с указанием её конкретного размера, не подавался, приказ на выплату премии в отношении истца не издавался и соответственно в Учреждение не представлялся, требование истца о признании незаконным действия (бездействия) по невыплате материального стимулирования и взыскании премии не основано на законе и удовлетворению не подлежит. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации 26 декабря 2006 года N 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» Министром обороны РФ был издан приказ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Данная дополнительная выплата не является обязательной для всех военнослужащих и лиц гражданского персонала, так как формируется за счет экономии бюджетных средств на выплату денежного довольствия и заработной платы и предназначена для материального стимулирования военнослужащих и лиц гражданского персонала по результатам исполнения ими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование; отсутствие отдельного порядка определения размера материального стимулирования, уменьшения либо его лишения позволяет сделать вывод о предоставлении соответствующему командиру (начальнику) права на основании представленных непосредственными командирами (начальниками) рапортов единолично оценить служебную деятельность подчиненных военнослужащих и лиц гражданского персонала и исполнение ими должностных обязанностей и принять отдельное решение в отношении каждого военнослужащего и лица гражданского персонала о выплате ему данной премии либо не выплате без указания каких-либо причин и обоснований; размер дополнительного материального стимулирования определяется непосредственными командирами (начальниками) исходя из доведенного размера расчетной суммы и объема бюджетных средств, распределенных распорядителем бюджетных средств на соответствующее подразделение, в зависимости от численности личного состава. В силу вышеизложенного требование истца о взыскании в его пользу дополнительного материального стимулирования в размере 90 000 рублей, не основано на законе и удовлетворению не подлежит, так как решение о выплате премии и её размере, принимается соответствующим командиром исходя из доведенного объема бюджетных средств, распределенных на соответствующее подразделение распорядителем бюджетных средств, и от желания истца получить премию в определенном им размере не зависит. Кроме того, как следует из указаний заместителя руководителя Департамента социальных гарантий МО РФ № 182/2/2/1911 от 6.12.XXXX г.распределение и доведение объемов денежных средств до воинских частей и организаций, состоящих на финансовом обеспечении управления финансового обеспечения, должно было осуществляться в соответствии с их фактической численностью. Учитывая, что на момент поступления денежных средств для выплаты оспариваемой премии истец была уволена по пункту 3 части 1 ст. 77 ТК РФ — по собственному желанию, оснований для выплаты ей оспариваемой премии не усматривается. Данный вид премии не включается в состав заработной платы (систему оплаты труда), не носит регулярный характер выплаты. Таким образом, премирование лиц гражданского персонала ВС РФ (работающих) производится по результатам работы за месяц, квартал, год. Ежеквартальная премия выплачивается за счет экономии бюджетных средств в пределах доведенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств. Фонд экономии распределяется между лицами гражданского персонала с учетом личного вклада каждого. Премии, как часть заработной платы, представляют собой денежные выплаты за достижения определенных результатов в труде. Применение премиальных систем направлено на создание у работников материальной заинтересованности в достижении тех показателей, которые не предусмотрены основной оплатой по должностному окладу, т.е. дополнительное материальное стимулирование не является гарантированной частью заработной платы. С учетом того, что поощрение работников за добросовестный труд путем выплаты денежных премий, а также определение размера такого поощрения является исключительно правом работодателя, а не его обязанностью и может устанавливаться им в зависимости от их вклада в результаты деятельности, при этом включение в списки подлежат только работающие лица гражданского персонала, действия ФКУ «ОСК ВВО» по невыплате истцу оспариваемой премии не могут быть признаны незаконными, а требование истца о взыскании оспариваемой премии основанным на нормах права. Как усматривается из пункта 4.1. трудового договора от 1.12.2010г. истцу предусмотрена выплата надбавок стимулирующего характера, в том числе премий, выплата которых производится в порядке, установленным приказом Министра обороны РФ от 2.03.2001г. №90. Указанная премия выплачивалась истцу ежемесячно. Из вышеизложенного следует, что выплата дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1010, не является гарантированной выплатой и выплачивается исключительно по решению работодателя.
          В судебное заседание истец не явилась, в представленном представителем письменном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя, которая иск поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что данная премия была выплачена некоторым сотрудникам ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» уже после их увольнения.
          Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» иск не признал на основании доводов изложенных в возражениях, подтвердив, что взысканий истец за период работы в третьем, четвертом квартале 2011 года не имела. Дополнительно пояснив, что коллективного трудового договора в ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» не имеется.
          Представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» иск не признал на основании доводов изложенных в возражениях, дополнительно пояснив, что ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» на основании договора состоит на финансово-экономическом обеспечении в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» с 01.03.2011 года. Удовлетворение исковых требований повлечет необходимость перераспределения бюджетных средств, что также должно быть учтено судом.
          На основании исследованных по делу доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.
          Вельяминова А.А. работала в ОСК Восточного военного округа главным документоведом отдела планирования и обеспечения продовольственной службы управления тылового обеспечения округа с 01.12.2010 года. Уволена 10.10.2011 года по собственному желанию по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, что подтверждается трудовым договором, трудовой книжкой, выпиской из приказа № 644 от 06.10.2011 года.
          Пунктом 4 трудового договора предусмотрено, что работнику выплачивается, в том числе премия.
          Телеграммой Заместителя руководителя департамента социальных гарантий Минобороны России, поступившей 09.12.2011 года в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» доведены лимиты бюджетных средств на премию гражданскому персоналу за счет экономии денежных средств за июль-декабрь 2011 года. Распределение сумм бюджетных средств по органам военного управления, учреждениям Хабаровского края произведено руководителем ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» 13.12.2011 года.
          По сообщению начальника продовольственной службы управления ресурсного обеспечения округа в отношении Вельяминовой А.А. рапорт непосредственным начальником о выплате дополнительного материального стимулирования за июль-декабрь 2011 года предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 года № 1010 не подавался.
          Согласно спискам гражданского персонала Продовольственной службы Управления тылового обеспечения Восточного военного округа представляемых к дополнительному материальному стимулирования по результатам исполнения должностных обязанностей, в том числе у ведущего документоведа, документоведа 1 категории, ведущего документоведа, сумма дополнительного материального стимулирования в 3 квартале 2011 года составила 90 000 руб., в 4 квартале 2011 года – 90 000 руб..
          На основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов на выплаты дополнительного материального стимулирования лицам гражданского персонала издан приказ командующего ВВО № 705 от 17 декабря 2011 года.
          Из норм Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует, что обязанность доказывания при разрешении трудовых споров лежит на работодателе.
          Частью 2 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
          Из положений ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что стимулирующие характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) входят в понятие заработной платы (оплаты труда работника).
          Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
          В соответствии со ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
          Приказом Минобороны России от 26 июля 2010 г. N 1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, которым установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.
          Судом установлено, что премия за третий и четвертый квартал 2011 года, предусмотренная приказом Минобороны Российской Федерации от 26.07.2010 года № 1010, сформирована и распределена между работниками Восточного военного округа в декабре 2011 года, выплата премии также предусмотрена трудовым договором. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении истцом трудовой дисциплины, либо иных оснований, повлекших за собой принятие решения о лишении ее премии за отработанный ей период, ответчиком не представлено. Доводы ответчиков о том, что премированию подлежат только лица, являющиеся работниками учреждения на момент принятия решения о выплате премии суд находит необоснованными, учитывая, что премия выплачена за конкретный период времени – июль-декабрь 2011 года. При этом из представленных ответчиком списков следует, что документоведам ВВО премия за 3 квартал 2011 года была выплачена в размере 90 000 руб. и за 4 квартал 2012 года в размере 90 000 руб.. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца премии за выполнение трудовых обязанностей за проработанное время, а именно за 3 квартал (июль, август, сентябрь) 2011 года и за 4 квартал (с 01.10 по 10.10) 2011 года, как и другим работникам в размере 95 516,13 руб., в пределах заявленных истцом требований и на основании произведенных ей расчетов, оснований не принимать которые у суда не имеется.
          Доводы ответчика, о том, что на Вельяминову А.А. не был подан рапорт на получение премии, судом не принимается, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для отказа во взыскании премии.
          Учитывая, что финансирование ФКУ «ОСК ВВО» осуществляет ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», Суд считает возможным взыскать в пользу истца премию за выполнение трудовых обязанностей за третий и четвертый квартал 2011 года с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю».
          Доводы представителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о перераспределении бюджетных средств выходят за рамки исковых требований, при этом в силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд не вправе произвольно вмешательства в деятельность организаций.
          Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены.
          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
          решил:
          Исковые требования Вельяминовой ФИО9 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании премии – удовлетворить.
          Взыскать в пользу Вельяминовой ФИО10 с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» премию за выполнение трудовых обязанностей за 3 квартал (июль, август, сентябрь) 2011 года и за 4 квартал ( с 01.10 по 10.10) 2011 года в размере 95 516, 13 руб..
          В удовлетворении требований Вельяминовой ФИО11 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о взыскании премии – отказать.
         Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
          Решение в окончательной форме составлено 21.03.2012 года.
          Судья: /Якимова Л. В./ Решение не вступило в законную силу.
1 комментарий: О взыскании премии
  1. Владимир говорит:

    Свобода распределения, а правильно (по современным реалиям дня) — ДЕЛЕЖА премии — прямой путь к коррупции, использования служебного положения в корыстных целях, незаконного обогащения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>